Добро пожаловать! Вы можете войти на сайт.
Геологоразведочный техникум Ленина, 14

Геологоразведочный техникум


 

В 1934 году в Старый Оскол был переведён из Москвы Геологоразведочный техникум. Решение о его переводе сюда было продиктовано прежде всего необходимостью приблизить обучение и подготовку среднетехнических специалистов к реальной производственной базе. Середина тридцатых годов - время начала серьёзного, планомерного и масштабного освоения железорудных богатств Курской магнитной аномалии.
В апреле 1930-го года было принято решение о расширении работ на КМА Секретарь обкома Центрально-Чернозёмной обл. И. М. Варейкис, делая доклад о перспективах развития КМА, в частности, сказал, что если нам удастся, а в этом нет сомнения, успешно организовать разведку и добычу, то в недалёком будущем Старый Оскол будет один из мощных металлургических центров в мире. В 1933-м году из первой шахты на Староосколье была поднята первая бадья железной руды КМА. Особое место в формировании местных профессиональных кадров сразу же занял Старооскольский ГРТ. И с той поры город невозможно представить без этого учебного заведения, обогатившего местную культуру, науку и профессиональные преподавательские кадры новыми традициями и особой творческой ауры. В подтверждение непосредственной связи обучения в техникуме с реальным производством достаточно привести один пример. В 1936-м году в техникуме состоялся первый выпуск специалистов: диплом №1 был вручен технику-геологуразведчику Ф. Г. Лесниченко-Захаревич успешной защитившей дипломный проект Разведка Северо-западной части Стойленского железорудного района КМА! Народное образование совершенствовалось по мере экономического развития района, но, к сожалению, действовал остаточный принцип финансирования. Однако уровень образования населения неуклонно повышался, решались новые задачи народного образования и обучения новых кадров.
Вскоре после того, как вновь созданный ГРТ разместился в двух этажах бывшего дома купца Соломенцева, в его стенах прошел первый набор учащихся с целью повышения специалистов геологораведывательного и горного профиля. В 1943-м году война откатилась от Старого Оскола на запад, освобождённый город считать стал раны... В районе были разрушены все промышленные предприятия, железнодорожный узел, школы, больницы, колхозные постройки, разграблен и выведен из строя весь сельскохозяйственный инвентарь. Старооскольцы совершили новый подвиг, теперь уже трудовой: в короткий срок были восстановлены 3 МТС общим парком 22 трактора.
Президиум Верховного Совета СССР Указом от 6-го января 1954-го года образовал в составе РСФСР Белгородскую область, в которую вошел и Старооскольский район, правда, в меньших размерах - часть его территории отошла к вновь созданному Губкинскому району...
Принятое правительством решение об увеличении добычи руды в бассейне КМА и формировании территориально-промышленного комплекса (ТПК) на базе его сырьевых ресурсов, поставили Старый Оскол в особое положение. Тысячи людей устремились на гигантские стройки Староосколья. об этом говорят цифры увеличения численности населения. Город пополнился новыми, ныне крупнейшими в регионе, предприятиями - такими как цементный завод, Стойленский ГОК, ОЭМК.
Серьёзно возросло значение подготовки кадров квалифицированных специалистов для геологической отрасли, и прежде всего, естественно - для комплекса КМА, осуществлявшейся в Старооскольском геологоразведочном техникуме. Староскольский техникум работал, молодёжь жила студенческой жизнью - училась, веселилась, а учебная кузница ковала для всей нашей необъятной Родины прекрасных специалистов. Некоторые из них впоследствии получили награды, стали лауреатами Госсударственных премий за открытие и освоение новых подземных богатств, необходимых для экономического развития страны.
Мирная жизнь учебного заведения была нарушена в 1941 году фашистской Германией - началась страшная война, принёсшая людям разрушения, бедствия, слёзы. Многие выпускники и преподаватели были призваны в ряды Красной Армии и перенесли на своих плечах тяжелое бремя войны.
Дирекции техникума было предложено освободить занимаемые помещения в течение 48 часов. Техникум со своими отделениями разместился частями в трёх местах, в разных частях города. Основные капитальные работы по реконструкции здания были сделаны довольно быстро; все готовились к длительной работе тылового госпиталя. Но фронт быстро приближался и госпиталь из тылового быстро превратился в прифронтовой и осенью 1941-го года было принято решение об эвакуации госпиталя на Восток. Техникум тоже был эвакуирован и занятия в техникуме были прекращены, студенты были призваны на фронт где служили в основном в разведротах. После освобождения Старого Оскола от фашистов в 1943-м году. В город начали возвращаться эвакуированные учебные заведения. Из министерства чёрной металлургии поступило распоряжение: восстановить и начать работу нужного стране технического учебного заведения. С 20 декабря по 1 января 1944 года проводились приёмные экзамены на первые и вторые курсы, а со 2-го января начались занятия. Возвратившиеся из эвакуации преподаватели и студенты застали полностью разрушенные здания. Поэтому техникум было решено разместить в двух зданиях. С этого же времени техникум стали называть геологоразведочным. Восстановительные работы шли долго, многое было утеряно во время оккупации, ценные книги из библиотеки и экспонаты краеведческого музея были уничтожены или разграблены фашистами. Преподавателями и учениками была проделана огромная работа по восстановлению учебной и практической базы техникума. Вместе с этим занятия не прерывались ни на один день, даже зимой когда температура в помещениях была такая же как на улице, а из окон на учеников падал снег. Только через 4 года после начала работы техникум начал регулярные выпуски молодых специалистов высоко ценимых геологоразведочной службой СССР и высшими учебными заведениями. Лучших выпускников техникума направляли на учебу в ВУЗах страны без отработки на производстве.
Численность студентов неуклонно росла и в 1947-м году было начато восстановление главного корпуса учебного заведения. Вместе с профессиональными строителями на восстановлении трудились и студенты которые убирали мусор, подносили стройматериалы, а рабочие уже занимались непосредственно стройкой. И при этом все студенты вовремя приходили на занятия. Новый корпус был отстроен в кротчайшие сроки и в 50-ом году открыл двери новый учебный корпус ГРТ.
Коллектив приступил к работе по новым учебным планам.
Закрывается маркшейдерская специальность. На основании приказа УУЗа от 28.01.50 учащиеся первого курса специальности Маркшейдерское дело группы 11-М со второго семестра были переведены на специальность Гидрогеология.
С целью дальнейшего усовершенствования. учебного процесса и создания учебно-материальной базы приобретается новое оборудование на сумму 200000 руб., в том числе спортивного инвентаря на сумму 8000 руб.
Для гидрогеологоразведочной специальности оборудована опытная скважина для откачек.
В техникуме выпускаются методические бюллетени, создано методическое объединение преподавателей курсов.
С 1952-го года техникум стал одним из крупнейших среди технических средних учебных заведений в системе Министерства чёрной металлургии.
Кабинеты и лаборатории пополнились новым оборудованием: станками ЗИФ-300, ЗИФ-650А, насосами, станками для подземного бурения.
К 20-летнему юбилею в конце 1954 года техникум закончил строительство и оборудование учебно-буровой лаборатории с двумя стационарными буровыми вышками, одной передвижной вышкой, гаража для бурового оборудования, введены в действие кабинет разведочного дела и лаборатория гидрогеологии. Бывшее общежитие было переоборудовано под учебно-лабораторный корпус.
Связь техникума с учебным заведением Липецка началась задолго до 1956 года. Начиная с 1950 года, преподаватели СОГРТ выезжали в служебные командировки по приказу УУЗа ММП по проверке и организации экзаменационных сессий в Липецком горно-металлургическом техникуме. Техникум стал выпускать горных электромехаников, разработчиков рудных и рассыпчатых месторождений, для подготовки которых были оборудованы кабинеты электротехники, горных машин, буровых машин и горного дела.
Слава техникума - выпускники и это действительно так. Всё, чего достиг техникум за 70 лет своего существования и что отмечено присвоением этому учебному заведению имени первого союзного министра геологии И. И. Малышева, многочисленными Почётными грамотами и благодарственными письмами различных министерств, ведомств и организаций - сотворено умом, знаниями, терпением и высоким профессионализмом преподавательского коллектива.
Из стен техникума, благодаря этой дружной и сплочённой команде, вышло много прекрасных специалистов - и не только объединённых общим названием геологи, но и людей, достигших определённых высот в самых разных областях экономики, в гуманитарной сфере, искусстве.
В начале века техникум отмечает своё семидесятилетие. В юбилейный год весь коллектив учебного заведения решает сложные проблемы, связанные с финансированием, совершенствованием материальной базы, учебно-методическим обеспечением, подбором педагогических кадров, совершенствованием учебно-воспитательного процесса.
Сегодня, в соответствии с перспективным планом перехода обучения на повышенный уровень, преподаватели предметно-цикловых комиссий геологических, геофизических, гидрогеологических и горно-буровых дисциплин работают над учебно-методическим обеспечением специальностей геологического профиля. Внедряются инновационные технологии и способы организации учебной деятельности студентов. Применение личностно-ориентированного и развивающего подхода в обучении способствует созданию системы формирования и развития общекультурной и профессиональной подготовки студентов.
Большая работа проделана преподавателями техникума по формированию учебно-методических комплексов по дисциплинам: систематизированы нормативные документы, лекционный материал, технологические карты занятий, дидактические материалы для организации контроля знаний, умений, навыков студентов.
Наш город находится в центре горнопромышленного комплекса КМА, во всё более развивающемся центре по добыче и переработке железных руд. Несомненно, с каждым годом будет возрастать роль геологоразведочной науки, направленной на повышение эффективности геологоразведочных работ и способов добычи полезных ископаемых.
Важнейшим условием эффективности деятельности техникума является расширение социального партнёрства с предприятиями, учреждениями, организациями и ассоциациями с учетом региональных особенностей, а следовательно - улучшению трудоустройства выпускников с учетом потребностей сферы труда. В связи с этим в основе образовательного процесса в техникуме лежит реализация непрерывного многоуровневого профессионального образования. Перед техникумом стоит задача создания трёхступенчатого образования. Планируется дальнейшее расширение сотрудничества, возрождение утерянных связей с ближним и дальним зарубежьем, открытие представительств, филиалов. Ведётся большая работа по улучшению воспитательной работы среди студентов. Началось переоборудование одного из помещений общежития с целью создания Центра молодёжных инициатив. В связи с этим встаёт вопрос о привлечении в техникум высококвалифицированных специалистов по организации культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, народного, прикладного и технического творчества.
Педагогический коллектив ставит своей задачей изучение направленности личности студента (потребности, идеалы, интересы). Актуальными в воспитании остаются проблемы: помощь студентам в их жизненном самоопределении; повышение общей культуры; создание условий для развития творческих способностей, инициативы студентов.
Для более уверенной адаптации в современном обществе выпускники техникума должны владеть не только практическими знаниями, но и практическими навыками, иметь не одну рабочую профессию. Техникум имеет возможность осуществлять подготовку рабочих по 28 профессиям.
Специфика учебного заведения позволяет заниматься такими видами работ, как картографическая и геодезическая деятельность, оформление межевых дел, умело сочетая при этом работу геодезистов и правоведов техникума, вовлекая студентов в производственный процесс с целью получения практических навыков и сплачивая ребят разных специальностей. Стремление к лучшему - характерная особенность всего нашего коллектива. Прошедшие годы лишь стартовая площадка для реализации намеченных планов. Мы понимаем, что в это трудное время нам не только предстоит выжить, но и продолжить благородное дело - воспитывать и обучать, учить и наставлять, помогать и поддерживать тех, кто приходит к нам учиться.
Статья была написана из материалов книги посвященной 70-летию ГРТ «Старооскольский геологоразведочный техникум» авторами которой являются преподаватели ГРТ.

Адрес: Ленина, 14
Дополнительная информация: SWF;

Оставьте отзыв первым



Чтобы оставить отзыв АВТОРИЗУЙТЕСЬ! Вы можете авторизоваться с помощью аккаунта социальной сети ВКонтакте. Для этого достаточно нажать на кнопку войти.

Войти
Поблизости ничего нет!