Смоленский собор
Строительство каменного Смоленского собора было начато в 1737 году. Говоря об архитектурном облике храма, следует заметить, что в XIX столетии он основательно изменился. Структура храма является массивной, вертикально вытянутой, имеющей удлиненную форму с юга на север, с примыкающей к нему одночастной овальной двухэтажной апсидой. С запада – небольшая двухэтажная трапезная и четырехъярусная колокольня. Данная объемная композиция характерна для храмовой архитектуры Слободской Украины и порубежной с ней зоны России и может быть отнесена к концу XVII века, хотя здесь внесены в нее конкретные оригинальные черты.
Все архитектурное решение показывает смелость и сложность замысла, ориентированного на такие выдающиеся московские образцы конца XVII века, как церкви Воскресения в Кадашах и Успения на Покровке. В данном случае провинциальный собор, хотя и с некоторым опозданием, отражал лучшие архитектурные тенденции своего времени. Но, как уже было сказано, в 1859 году вся эта интересная композиция была обречена на уничтожение в связи с обветшанием лестниц. Последние были разобраны вместе с галереями. Вместо этого с запада собор дополнили пристройкой для помещения в ней новой лестницы.
Одновременно радикально изменился и весь фасад храма. Фасадам пристройки и колокольни был дан вид более сдержанный, но соответствующий уже совершенно искаженным фасадам самой церкви. Под слоем штукатурки скрылись следы первоначального декора - срубленных наличников, карнизов, обрамления порталов, характерные для XVII века. Однако существенные изменения середины XIX века не были единственными.
Возможно, что ранее этого исказилось завершение собора, так как к моменту перестроек 1859—1862 годов (именно в 1862 году западная пристройка с лестницей в ней «была наконец устроена стараниями церковного старосты Гавриила Ивановича Муромцева») основной объем храма увенчивал восьмерик, уже охваченный колоннадой и вследствие этого казавшийся круглым. 1862 годом отмечена последняя, самая существенная перестройка Смоленского собора, с западной стороны стараниями церковного старосты Г. И. Муромцева была возведена пристройка с перекрытием над лестницей, ведущей на второй этаж.
В дальнейшем для предотвращения воздействий сырости в 1868 году в храме оборудуются три печи с дымоходами в стенах. Внутренний облик храма определяется двумя этажами, причем второй этаж основного объема - двусветный. Световой восьмерик опирается на сомкнутый свод с подпружными арками (в сводах голосники). Трапезная часть соединяется с главной стеной тремя арочными проемами в каждом этаже. Алтарная часть также отделена от основного пространства трехпроемной преградой.
Если в целом Смоленский собор как провинциальный памятник довольно привычно синтезирует две архитектурные эпохи, то при рассмотрении отдельных его элементов заметна свежесть художественного мышления создателей сооружения. В нынешнем облике храма, к сожалению, не все сделано так, как хотелось бы, но храм восстановлен, он действует и по-прежнему является одним из центров духовной жизни Белгорода.
Дополнительная информация: SWF;
Чтобы оставить отзыв АВТОРИЗУЙТЕСЬ! Вы можете авторизоваться с помощью аккаунта социальной сети ВКонтакте. Для этого достаточно нажать на кнопку войти.
Войти-
Кафе-бар Сопрано Рестораны
-
-
-
Школьный музей МБОУ средней общеобразовательной школа № 35 г.Белгорода Отдых Адрес: г. Белгород, Преображенская, 14
Оставьте отзыв первым